Открыть оглавление

III. эшелоны идут на восток эвакуация населения и промышленности

Мы знали все: вкруг «града Ленина»
Блокада петлю распростерла.
Как раненый навылет в горло,
Дышать он лишь сквозь трубку мог –
Сквозь трассу Ладоги…
Даниил Андреев

Невыгодное военно-стратегические положение Ленинграда (близость к границе, оторванность от сырьевых и топливных баз), структура населения (по переписи 1939 г. дети и иждивенцы составляли свыше 38% горожан), наличие большого числа оборонных предприятий, музейных и других ценностей требовали в случае необходимости четкой и своевременно организованной массовой эвакуации. Однако, в городе к 1941 г. имелся лишь откорректированный и безнадежно устаревший план «разгрузки», составленный еще в 1932 – 1934 гг. Поэтому сложные вопросы эвакуации пришлось решать в спешном порядке и при крайне неблагоприятных обстоятельствах.

Ленинградская городская эвакуационная комиссия была образована 27 июня 1941 г. (док. № 69). Вскоре заработали и соответствующие районные комиссии. Первым их мероприятием стала начавшаяся 29 июня эвакуация детей в Ярославскую, Кировскую, Свердловскую и Ленинградскую области. Всего по данным Ленинградского городского отдела народного образования выехало приблизительно 235 тыс. детей, в том числе около 100 тыс. дошкольников (док. № 70). Большая часть (166 тыс.) из них была направлена в юго-западные районы Ленинградской области, как оказалось, навстречу наступающим войскам противника. Когда в начале июля немцы вплотную подошли к границам области, начался поспешный вывоз детей из опасных районов, в ходе которого не обошлось без жертв 1Подробно об этом см.: Из районов области сообщают… Свободные от оккупации района Ленинградской области в годы Великой Отечественной войны 1914 – 1945. Сборник документов. СПб., 2006. С. 18, 19, 23, 39 – 41, 571.

Как крупный железнодорожный узел Ленинград в первые недели войны стал перевалочным пунктом для потока беженцев из районов, оккупированных противником, в том числе из Эстонии и Карелии. Вопросами вывоза населения, ценностей и оборудования из этих регионов занимался уполномоченный Военного совета Северного фронта, а позднее Правительственная комиссия по эвакуации во главе с председателем Ленгорисполкома П.И. Попковым. Уже в конце июня в Ленинграде были организованы городской и семь привокзальных эвакопунктов, а также семь общежитий. До 27 августа через Ленинград было эвакуировано свыше 147 тыс. беженцев. Но полностью вывезти всех приезжих не удалось, и когда начался голод, они, не имея никаких запасов, нормального жилья, теплой одежды, оказались в очень сложном положении (док. № 79, 177).

Форсированная эвакуация оборонных заводов началась после 14 июля, когда соответствующее решение принял ГКО (док. № 72).

В связи с прекращением железнодорожного сообщения (док. № 21) выезд из города стал возможным либо через Ладожское озеро судами Северо-Западного пароходства и Ладожской флотилии, либо (в очень ограниченных объемах) самолетами (док. № 73).

22 ноября 1941 г. началось автомобильное движение по ледовой дороге через Ладожское озеро. Несколько документов, помещенных в разделе, рассказывают о попытке организовать выезд населения по этой трассе уже в декабре 1941 г. (док. №№ 7678).

Массовая эвакуация ленинградцев из осажденного города в 1942 г. отражена в сводных отчетах Ленинградской эвакуационной комиссии (док. № 83, 86). Сохранившаяся справка комиссии Приморского района детально воспроизводит порядок оформления эвакуации летом 1942 г. (док. № 84).

Один из документов раздела (док. № 81) касается депортации из Ленинграда граждан по национальному признаку. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня военным властям на территориях, объявленных на военном положении, предоставлялось право выселять в административном порядке лиц, «признанных социально опасными». К ним, помимо «контрреволюционного элемента и уголовного рецидива» (док. № 75), были отнесены и граждане национальностей тех государств, с которыми шла война, что было общей практикой воюющих держав (док. № 15). Первое решение Военный совет Ленфронта об эвакуации немцев и финнов принял 26 августа 1941 г., но оно не было выполнено из-за начавшейся блокады. Весной 1942 г. по решению Военного совета от 20 марта 1942 г. принудительная эвакуация возобновилась.

В 1943 г. из города уже по железной дороге (док. № 87) выезжали в основном инвалиды, воспитанники детских домов; к декабрю организованная эвакуация завершилась.

1 Подробно об этом см.: Из районов области сообщают… Свободные от оккупации района Ленинградской области в годы Великой Отечественной войны 1914 – 1945. Сборник документов. СПб., 2006. С. 18, 19, 23, 39 – 41, 571