Открыть оглавление

II. Заводы на линии фронта Промышленность, транспорт и связь осажденного города

фото

Каплун А.В. Завод имени Марти

Суровый как крепость завод.
Здесь нет перерывов в работе,
Здесь отдых забыли и сон,
Здесь люди в великой заботе…
Н. Тихонов

К 1941 г. Ленинград был одним из крупнейших промышленных центров Советского Союза: по стоимости валового производства продукции он занимал второе место в стране. При этом наибольшее развитие в городе получили отрасли, связанные с обороной, – военное кораблестроение, танкостроение, производство различных видов вооружения, боеприпасов, приборов и др.; ускоренными темпами развивались предприятия авиационной промышленности.

С 22 июня 1941 г. весь огромный промышленный потенциал города был полностью подчинен задачам военного времени. В первые месяцы войны, несмотря на уход большого количества кадровых рабочих в армию и народное ополчение, резко увеличилось производство продукции для фронта (док. № 48). Только выпуск боеприпасов возрос в 10 раз по сравнению с первым полугодием 1941 г. Это стало возможным благодаря героическому, самоотверженному труду работников заводов и фабрик.

Тем не менее, зависимость города от привозного сырья в условиях тяжелейшего положения на железных дорогах (док. № 41) и быстрого наступления противника неизбежно требовала эвакуации оборонных предприятий. Уже 27 июня Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о переброске на восток оборудования и кадров семи ленинградских заводов Наркомата авиационной промышленности. 11 июля, когда немецкие войска уже прорвались на территорию Ленинградской области, Государственный Комитет Обороны постановил вывезти из города 80 заводов и 13 центральных конструкторских бюро. Осуществление этих планов запаздывало: демонтаж оборудования нужно было производить в условиях непрекращающегося производства. Кроме того, продукция крупных предприятий, производивших артиллерийское, танковое и другое тяжелое вооружение, как воздух нужна была для организации обороны города. Так, рабочие Кировского завода доставили на передний край и смонтировали несколько десятков танковых башен, а для оборудования дотов изготовили и установили большое количество броневых листов. Бронепоезда, бронированные железнодорожные батареи, построенные на ленинградских заводах, отражали атаки врага вблизи города. Поэтому до начала блокады удалось вывести лишь часть оборудования и персонала 86 предприятий, а более 2 тыс. вагонов промышленных грузов остались в осажденном Ленинграде. После захвата Урицка, когда вражеские войска находились в 14 км от Дворцовой площади, часть заводов, оказавшихся зоне обстрелов, пришлось переводить на новые площадки (док. № 42).

Уже в октябре многие предприятия начали испытывать значительные трудности (док. № 44). Впоследствии нехватка электроэнергии, топлива, начавшийся голод (док. №№ 46, 47, 49) фактически парализовали работу многих заводов и фабрик. О состоянии ленинградской промышленности в самый трудный для Ленинграда период дает представление справка секретаря горкома ВКП(б) М.В. Басова, составленная в марте 1942 г. (док. № 51).

Весной 1942 г. началось постепенное восстановление предприятий, однако планы превращения Ленинград в военный город (док. № 23) существенно ограничили их численность. Ситуация изменилась после прорыва блокады, особенно когда в 4 квартале 1943 г. вся промышленность, выпускающая вооружение и боеприпасы, Государственным Комитетом Обороны была включена в общесоюзный план народного хозяйства страны (док. № 64).

Большой вклад в общее дело обороны Ленинграда внесли и железнодорожники, и речники, напряженный труд которых отражен в ряде документов (№№ 57, 68). Вызывает интерес также справка о работе средств связи в период блокады (док. № 67).